Сергей Кукуруза: Деформация образования. Кому это выгодно?

«КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!» Эта знаменитая фраза - аксиома известна всем. И, скорее всего, понятно, откуда берутся эти ВСЕМОГУЩИЕ и где образуются.
 
ОБРАЗОВАНИЕ! Великий источник знаний, способных преобразовать мир. Знания. Только с их помощью кадры решают всё. Не зря говорят «Знание – сила!». Весь конкурирующий мир охотится за кадрами, наделёнными этой великой силой. Потому что во всех цивилизованных странах образование – путь к успеху. И чем выше уровень этого образования, тем выше возможности человека, общества, государства.
 
На мировой арене конкурируют не только производители товаров и услуг, но и системы государственного устройства, идеологии. Тесно переплетённые между собой экономика и политика требуют высококвалифицированных специалистов, способных противостоять в конкурентной борьбе на рынках и в дипломатии.
 
Ошибочность или недостаточность (искажённость) в образовании обходится слишком дорого, «гарантируя» фатальное отставание и зависимость от лидеров, серьёзнейшим образом формирующих те самые кадры, которые решают всё.
 
Однако, в конкурентной борьбе стремление выйти в лидеры обеспечивается не только легальными методами. «В любви и на войне нет правил!». В конкурентной борьбе противоборствующие стороны вольны применять (и, несомненно, применяют) любые приёмы, ведущие к достижению лидирующих позиций. Категории нравственности в этой войне неприменимы. Благородство похвально, но в конкуренции чаще всего действуют иные мотивы и интересы.
 
Понятно, что КАДРЫ – это прежде всего интеллект. О векторе нравственной направленности – воспитании – речь не идёт, когда стоят вопросы: «быть или не быть?», «выжить или умереть?», «победить или проиграть?». Политика дело грязное. Потому мудрецы никогда не идут во власть. Очень хорошо, когда государство и общество наращивают свой интеллектуальный потенциал, оберегая его пуще прочего. Но в конкурентной борьбе используется и тактика переманивания тех, кто своим переходом в «из стана врага» ослабляет его потенциал, а, значит и способности к противостоянию. Такая тактика повсеместна на всех уровнях.
 
Ещё одним из приёмов диверсии против конкурентов являются скрытые действия по дезорганизации систем образования, внесение в их структуры, под видом «корректировок», на первый взгляд, безобидных и, казалось бы, незначительных изменений учебных планов, вынесение из их состава «ненужных» дисциплин, или, наоборот, введение якобы «необходимых» предметов, для подготовки тех или иных специалистов. Парочка таких «корректировок» - и в течение длительного периода общество будет получать недоспециалистов, недокадры, которые не смогут решить ничего. Так некоторое время из школьных программ было исключено черчение – язык техники, дающее развитию детей понимание пространства, прививающее любовь к точности выражения своих идей, дисциплинирующее и воспитывающее стремление к логике и порядку.
 
Теперь, при подготовке промышленных дизайнеров, это «выходит боком», когда недавние школьники не способны понимать и решать пространственные задачи, элементарные в курсе «проектирование». Кто вводил эти изменения в школьных программах? И для чего? Кто «нажал на тормоза»? Но если искажения в школьных программах можно с некоторыми усилиями (притормозив) откорректировать в ВУЗе, то подобные действия и манипуляции с учебными планами подготовки специалистов, обойдутся несоизмеримо дороже, когда пришедший на производство выпускник высшего учебного заведения не может составить конкуренции подобным специалистам зарубежных производителей. А это одна из главных причин отставания и гибели на безжалостном рынке. Что может решить такой «кадр?».
 
Можно привести много примеров подобного рода. Но один из них особенно показателен своей простотой для понимания диверсионной направленности деятельности тех, кто «спускает» планы в ВУЗы. Конкурирующий уже несколько веков цивилизованный мир выработал наиболее оптимальные приёмы, действия, технологии достижения успеха. В том числе и в образовании. При этом, не переставая их совершенствовать. Так в Высшей школе дизайна в Эссене учебный план подготовки промышленных дизайнеров, рассчитанный на пять лет, включает в себя 25 дисциплин. В учебном плане УО ВГТУ – 51 дисциплина! 25 и 51!
 
При этом в нашем плане не достаёт как минимум пяти необходимых дисциплин, входящих в учебный план немецкого вуза. А ведь немцы славятся своей приверженностью ко всему рациональному и умеют всё делать на совесть. Вот у них бы поучиться! И дизайну в том числе. Однако, любим мы идти «своим путём». Из года в год постоянно происходит непонятная чехарда с учебными планами, в которых дисциплины то появляются, то исчезают, то вновь появляются, но уже в другой расчасовке и для совсем других специализаций. Похоже, что те, кто формирует учебные программы, либо вообще не понимают ничего, либо делают это умышленно, пытаясь всё запутать.
 
Но настоящая «собака» зарыта даже не здесь. Образование, как известно, начинается в школе. Как говаривал знаменитый Козьма Прутков: «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь». Наша система образования насквозь пронизана бюрократическими препонами, никому не нужной сверхнормативной отчётностью, сверху до низу тормозящей здоровые творческие порывы новаторов, чьи свежие идеи не находят ни понимания, ни поддержки «старой гвардии», живущей в прошлом, не способствовавшем ни развитию здоровой конкуренции, ни повышению уровня образования. Несколько формальных реформ не привели к ожидаемому эффекту. Как подтверждение этому – очередные попытки «залатать дыры», одна из которых – отсутствие грамотно организованной судьбоносной системы профориентации школьников. Помимо того, приём на дизайнерские специальности ведётся не творчески, без глубокого понимания специфики каждой отдельной специализации. Централизованное тестирование не способно выявить настоящих приверженцев выбранных специальностей. Это работа с клонами, которые, чаще всего, сами не знают куда идут. Именно из-за этого в ВУЗы поступают абитуриенты, немотивированные к приобретению выбранной наугад профессии. И как следствие, учебный процесс идёт неэффективно, студенты безынициативны, их буквально приходится «тащить за уши». Заканчивается такое «обучение» выпуском невежд, которые будучи неспособными работать головой, начинают работать локтями, размахивая при этом самым настоящим дипломом, выданным не за знания, а из жалости. Так милостью беспринципности плодятся чиновники-вредители. Крайне необходимо ввести профессиональное собеседование, для выбора настоящей «глины для гончара-преподавателя», который только из неё сможет создать первоклассный товар – прекрасный «кувшин», который он же наполнит могучей силой знаний.
К тому же упомянутые 51 предметов, не увязанные в логически стройную методически грамотную систему, напоминают «лебедя, рака и щуку», отчего студенты попадают в ситуацию, характеризующуюся фразой: «Дело, суть которого непонятна, вызывает омерзение». Один профессиональный дизайнер, редкого ума человек, побывав у нас, и глянув на учебное расписание предметов, сказал: «Если ваши студенты что-либо знают и умеют, то только вопреки, а не благодаря тому, чему их здесь обучают».
 
Каждый будущий дизайнер – личность, штучный «товар», готовящийся в университете для спасения предприятий в их конкурентной борьбе. Каждому из них необходимо отдельное внимание. Детальное проникновение в предлагаемые им решения требует сосредоточенности и времени, и за два академических часа (из опыта) можно с определённой степенью успешности разобраться не более чем с десятью студентами. В действительности в группы набирают до 26 человек.
 
Далее – без комментариев. Профанация от жадности. Диплом в рассрочку. Исходя из вышеизложенного, где норматив превышен втрое не в пользу здравого смысла, успешность преподавания, его качество явно теряет в «весе». При этом преподаватель и не заинтересован, и не в состоянии ни за одну, ни за две зарплаты дать основательные знания такой толпе. И сознание того, что за уникальный высококвалифицированный труд он получает меньше работников примитивного труда совсем не вдохновляет его на «трудовые подвиги». Только его высокий интеллект и воспитанность, терпение и преданность своему высокому предназначению держат этот мир над хаосом. Пора войти в его положение. Всему есть предел. И лучше его не переходить. Ну почему эти истины нужно пояснять?
 
Учебный отдел ВУЗа обязан обеспечивать постоянный контакт с предприятиями Республики, но направить всех студентов для прохождения производственных практик не может (не хочет, не умеет). В результате студенты все пять курсов проводят в виртуальной среде и выпускаются совершенно неприспособленными для реальной деятельности, на что постоянно жалуются специалисты на предприятиях. Из предыдущего вытекает инфантильность, примитивность представлений о будущей профессии. А ведь кафедра должна готовить лидеров промышленных кадров, тех, кто должен обеспечить работой многих людей, генерируя победные идеи. Но можно ли создавать ярких специалистов в ущербных условиях? В отсутствие реальных, интересных заданий от промышленных предприятий студенты старших курсов не имеют возможности понять, почувствовать действительность и вынуждены вместе с преподавателями «высасывать» темы из пальца.
 
При всём при этом формируется впечатление «всё ОК!». Однако, необходимо понять, что всякого рода беспринципная деятельность в конечном итоге приводит к банкротству. Кто виноват в происходящем? У кого понять это недостаёт ума? Или желания? Как сказал Ленин: «Кому выгодно, тот и виноват!». Кому же тогда выгодно необразованное общество? Кто «кукловодит» невежественными чиновниками, принимающими «диверсионные» решения судьбоносного характера, ведущие нашу Родину в пропасть? Какие кадры решают ЭТО ВСЁ? Кто противостоит этому смертоносному хаосу? Кто разберётся во всём этом? Кто предложит эффективные решения насущных проблем? На сегодня – это главная задача, стоящая перед обществом.
 
Как создавать кадры, которые решают всё?
 
Старший преподаватель Кукуруза С.В.,
 
Витебский государственный технологический университет
Теги: 
X